пятница, 22 февраля 2019 г.

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.



Ветер листал страницы раскрытой книги. Он давно собирался пополнить свое образование, но все не хватало терпения заняться этим всерьез. Вот и сейчас, перелистав книгу от начала до конца, Ветер испугался: в ней столько слов, что их, пожалуй, и за год не прочитаешь. Поэтому Ветер решил облегчить себе работу.
— Будьте любезны, — обратился он к первому попавшемуся слову. — Как бы мне повидать самое главное слово этой книги?
— Оно здесь, почти рядом, — сказало Первое Попавшееся Слово. — но я не советую отвлекать его по мелочам. Прежде чем обращаться к самому Существительному, изложите свое дело мне. я — его заместитель.
— Вы — его заместитель? — обрадовался Ветер. — Подумайте, как это я сразу вас нашел!
— Да, вам повезло, — согласилось Первое Попавшееся Слово. — я — первый заместитель Существительного — его личное местоимение… Оно достойно подражания, и я счастливо, что сумело кое-что у него перенять.
— Что же вы у него переняли? — спросил Ветер, замирая от нетерпения.
— Довольно много. например, число, род, падеж. ну, и содержание, разумеется…


Со школьных лет чувствовал я красоту русского языка. В нем меня привлекала его звучность, богатство слов и выражений.



Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков. В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления местоимения занимают 3-е место (после существительных и глаголов). Однако частота местоимений резко отличается от частоты других частей речи, в данном случае существительных и глаголов. Это отличие обусловлено тем, что существительных среди 9 тысяч самых частотных слов насчитывается около 4 тысяч, глаголов – около 2 с половиной тысяч, а местоимений – всего 69. Отсюда ясно, что при малом количестве, но высокой частоте употребления местоимения должны постоянно повторяться в нашей речи, как в устной, так и в письменной. В общем частотном списке на первые 30 слов приходится 14 местоимений: я, что, он, это, ты, мы, этот, она, они, весь, то, все, свой, который.
Местоимения создают нам речевое удобство, так как экономят время и пространство.


Задание: Заменить данные определения сложными словами с местоимением сам.
  1. Волшебная скатерть, на которой сами собой появляются кушанья.
  2. Металлический прибор для кипячения воды к чаю.
  3. Художественное творчество непрофессиональных певцов, танцоров, артистов.
  4. Критика недостатков своей работы.
  5. Крупный кусок драгоценного металла, встречающийся в природе в чистом виде.
  6. Тот, кто выучился чему – нибудь без специального обучения и руководства.
  7. Неограниченная власть царя.
  8. Грузовая автомашина с механическим опрокидывающимся кузовом.
  9. Аэроплан.




Сложить пословицы
1.делает не ничего ошибается , кто  не тот .
2.  и  там ссорится спорится, где никто дело не .
3.дружку держаться друг за  , бояться ничего не .
4.пропасть горазд грамоте , тому не   кто .

Справка. В латинском языке местоимение имело название прономен. Это слово составлено из двух слов: предлога про – «вместо» и существительного номен – «имя», то есть местоимение буквально означает «вместо имени».


Найти местоимения, определить их разряд.
Подошел мастер к верстаку своего питомца. Тот ведет себя нервозно, подкрадывается с фуганком к доске, словно боится ее. Мастер берет фуганок, я слежу за ним. Дело в том, что я и есть тот питомец, работу которого поправлял мастер. Фуганок напоминает мне корабль, который нужно привести в лагуну. «Вот и все», — говорит мастер.



С.А. Есенин:
Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
 


М.Ю. Лермонтов:
Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся богу,
Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
Помни мать свою…
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.


А.С. Пушкин:
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой.


М.Ю. Лермонтов:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..



М. Горький:
Выбирайте для чтения такие книги, которые облагораживают душу, тревожат сердце, формируют вкус.


М. Исаковский:
Во все в…ка на русском хлебе
Б…гатыри р…сли у нас.
Так пусть же вновь р…стут такие,
Чтобы, когда наступит срок,
Нигде н…кто тебя, Россия,
Перебороть ни (в) чем (не)мог.

1)Укажите строчку с притяжательными местоимениями:
а) мой, заячий, лисий;
б) чей, свой, кошачий;
в) себя, рыбачий, наш;
г) который, лосиный, наш.
д) мой, свой, твой.
2). Укажите строчку с определительными местоимениями:
а) некоторый, всякий, твой;
б) самый, мой, резкий; в) узкий, ваш, другой;
г) любой, другой, каждый;
д) низкий, такой, сам.
3). Укажите строчку с относительными местоимениями:
а) нисколько, несколько, сколько;
б) какой, самый, другой;
в) кто, некто, никто;
г) который, сколько, каков;
д) чей, мой, твой.
4). Укажите строчку с отрицательными местоимениями:
а) некто, кто-либо, некого;
б) нечто, ничего; что-либо;
в) никакой, какой, такой;
г) чей, наш, ничей;
д) никто, некого, ничей;
5). Укажите строчку с неопределенными местоимениями:
а) меня, себя, кто
б) некто, кое-кто, кто-нибудь
в) кое с кем, никакой, всякого
г) того, ему, тем
д) не о чем, о тебе, с ними
 


Вставьте пропущенные буквы. Найдите в тексте местоимения, подчеркните их как члены предложения. Обозначьте падеж всех местоимений:
Под Москвой л…са были наскво…ь пр…свечены солнцем. В т…кой день нач…лся наш путь из Москвы на зап…д. Путь прош…л мимо Бородинского поля, над которым в это время расст…лался туман, п…хожий на дым ср…жения.
Продумайте ответ на вопрос, почему в последнем предложении слово путь нельзя заменить местоимением он

















Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.