среда, 17 декабря 2014 г.

Повторение и обобщение по теме "Имя существительное".



«Существительное – дирижёр грамматического  оркестра»
В. Ветвицкий
Определить части речи:
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
А.А.Фет.

Сделать синтаксический разбор предложения:
Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд
Сделать морфологический разбор слова земли


3. Одушевлённые имена существительные:
  • Названия живых существ: мальчик, бабочка
  • Названия сказочных и мифологических персонажей: кентавр, леший
 
  • Названия детских игрушек: кукла, волчок, мишка
  • Название шахматных и карточных фигур: пешка, валет 
 

Неодушевлённые имена существительные:
  • Предметы действительности: книга, стол
  • Растения: ромашка, крапива
  • Собирательные названия множеств живых предметов: народ, стая
 
1. Запишите строку, в которой все существительные одушевлённые:
а) пароход, лошадь, кино, кнопка;
б) лес, окно, табун, стекло;
в) кукла, лисица, студент, Снегурочка.
2. Запишите строку, в которой все существительные неодушевлённые:
а) армия, листва, тюльпан, урок;
б) стадо, иволга, веретено, медведь;
в) ученик, карандаш, рассвет, год. 


 
Тестирование по теме «Склонение».
1. К несклоняемым относится имя существительное:
1)      дочь;
2)      плакса;
3)      пальто.
2.      Несклоняемым является имя существительное:
1)      метро;
2)      время;
3)      фанера.
3.      Именем существительными среднего рода является слово:
1)      кофе
2)      какао
3)      авеню
4.      Именем существительным мужского рода является слово:
1)      пенальти
2)      такси
3)      ателье
5.      К разносклоняемым относится группа существительных:
1)      море, поле, горе;
2)      племя, знамя, семя;
3)      марля, доля, воля.
6.      К третьему склонению относится имя существительное:
1)      сыч
2)      дочь
3)      плач
7.      Именем существительным общего рода является слово:
1)      плакса
2)      академия
3)      стремя

 

Из предложенных слов выпишите существительные
а) разносклоняемые,
б) несклоняемые,
в) существительные общего рода.
Лейка, непоседа, спортсмен, имя, академия, путь, кофе, зазнайка, такси, время, пальто, темя, непоседа.

Какая неточность допущена в стихотворении?
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доуменьем:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И кругом была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная,
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотёпа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.

 
Составьте новое предложение, взяв из данных вам предложений нужные  члены предложения.
1.  Дети весело играют.    (Обстоятельство)
2.  Дуб шелестит листвой.  (Сказуемое)
3.  Ветерок резвится в небе.   (Подлежащее)
4.  Береза покрылась листочками.  (Дополнение)


Перед вами смешной, но «коварный» рассказ. Попробуйте в нем справиться с написанием суффиксов -чик-, -щик-.
Однажды развед…ик получил ответственное задание: внедриться в группу опасных заговор…иков и узнать об их тайных планах. Много сил, мужества и времени пришлось затратить ему для выполнения задания: он побывал и бетон…иком, и камен…иком,  и свар…иком, и экскаватор…иком, и водопровод…иком, и паркет…иком, и электросвар…иком, и даже кровель…иком, когда выяснилось, что заговор…ики были просто строителями, а в их тайные планы входило строительство новой школы.


Словарный диктант. Работа в группах
Вставьте пропущенные буквы
1 группа
Хвост..к,  песоч..к, на бумаг.., груз..ик,  р..стение, (не)друг, (не)правда, а лож.., пул..мёт, ш..пот, на площад..,ц..пленок.
2 группа
Без..нтересный,  из-за туч.., нога в стрем..н.., отр..сль, огонеч..к, (не)серьёзность, (не)былица, перевоз...ик, на лезви.., ш..рох,  ц..ганёнок.

 
Письмо шестиклассника актеру Е. Евстигнееву
Известному актеру МХАТа Евстигнееву показали письмо шестиклассника: « Я мечтаю снимаца в кино в роле Штирлеца или Дортаньяна как Мехаил Баярский»
Евстигнеева спросили:
– Как вы думаете, он сможет стать артистом?
– На это письмо мне тоже хочется ответить письменно.
Он берет ручку и пишет всего одно слово:
– НИКАДА!
 Почему так ответил Евстигнеев?


 
  

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.